Ок, тогда про голос Джона - по просьбе немногочисленных трудящихся. Пусть живет прямо тут - акустика и акустика. Не тему же отдельную для него создавать.
И это самое... Еще раз на всякий случай обозначаю, что нижепредставленный текст - мое субъективное, персональное, сугубо женское видение... эээ... слышанье (без претензий на музыкальную критику), которое автор ни в коем случае никому не навязывает, а просто делится им в специально отведенном тематическом месте
Изначально написано не для форума, а для
цивилов-друзей, с которыми я имею привычку периодически делиться прекрасным
***
Если закрыть глаза и слушать внимательно голос Бон Джови, звук этот немедленно отзовется у основания горла легкой щекоткой, резонируя где-то под ямочкой между ключицами. Музыка при этом будет свободно гулять вверх-вниз вдоль позвоночника, находя поддержку и отклик в мышцах спины. Приятное, легкое чувство! А если перевести на язык поэтический, можно сказать, что за плечами расправляются крылья, и одновременно с этим хочется петь
Голос у Джона – шероховато-шагреневый, теплый и вкрадчивый. Удивительно похож на кошачью лапу! Деликатную мягкую лапу мелкого хищника – с кожистыми такими подушечками, сухими и немного шершавыми. И конечно, с когтями. Иногда, заигравшись, он их слегка выпускает, и в такие моменты голос царапает, причем всякий раз умело исхитряется подцепить изнутри.
Опасный в общем-то голос; им хорошо любоваться, можно к нему относиться с симпатией, но относиться к нему излишне серьезно я бы не стала – ни к чему хорошему не приведет такое доверие.
Если большинство
нормальных певцов поющих людей уделяет внимание в первую очередь гласным, вокалу, красотой и силой которого собственно определяется качество пения, то у нашего героя все не как у людей.
В какой-то момент он действительно пел. И делал это, кстати, довольно неплохо. Для рокера – так и вовсе отлично! Всем бы такое владение голосом... Желающих убедиться в правомерности заявления отсылаю к альбому «These Days», а еще лучше – к концерту 1996 года в Иокогаме или к «An evening with Bon Jovi» 1993 года, мало чем уступающему Иокогаме по атмосферности, но зато заметно превосходящему последнюю качеством записи.
Конечно, и в лучшие времена технически это были не самые сложные партии (да и голос достаточно тихий), но до чего красиво и чисто у него получалось!.. Вообще, в девяностые Джон нередко и с видимой легкостью выдавал настолько эффектные ноты, что впору затаить благоговейно дыхание при виде такой красоты. Даже рок для того же «These Days» не боялся писать слегка приблюзованный - чтоб было, где потом разгуляться. Вокал у него в те времена получался акварельным, полетным. От него так и веяло свежестью летнего бриза.
Однако с возрастом то ли связки сами стали сдавать, то ли Джон
им помог совершенно сознательно решил отказаться от «пения», справедливо видя не в нем свою сильную сторону, но вокала становилось все меньше и меньше… зато на первый план вышло кое-что поинтереснее красивых распевок.
Тембр, согласные звуки и артефакты – вот самая суть знаменитой магии бонджовского голоса, этой верной погибели девушек. Ни у кого я раньше не слышала настолько красиво звучащих согласных! Фактически, он может не петь, а просто шептать в микрофон, и все равно будет красиво. Почему так получается?.. А вот поэтому. Сочетание множества факторов – произношение, дикция, тембр, интонации, посторонние призвуки – все это, гармонично соединившись, породило уникальный, неповторимый эффект.
Дикция мистера Бонджиови – это вообще отдельная песня. Я бы даже сказала, поэма! И кошмар… ну если не логопеда, то педагога по вокалу - уж точно
Это произношение не спутать ни с чем. Сочетание энергичных, напористых звуков – вкусно лопающихся на губах «b», «p», резких ха-выдохов, упругой «н» и мягчайших, бархатистых согласных. Cипловатая «the», оглушенные «t», «d», «ж», очень мягкая «k», нежнейшая «ша» и характерная «ф», похожая то ли на шелест, то ли выдох, и опасно балансирующая практически на самой границе речевого дефекта. Свистящий простуженный призвук на гласных, откровенно-влажная «л» на кончике языка и, разумеется, знаменитая, ласкающая слух хрипотца - эта фирменная визитка Бон Джови.
Фонетика английского языка подходит ему идеально.
А в силу специфики произношения особенно интересно и вкусно у Джона получаются вещи с нагромождением типично английских согласных: «Lonely», «Cold hard heart», «No apologies», «Keep the faith», «Born to be my baby», «It’s just me», «Put the boy back in cowboy», «Something for the pain», «Temptation» (это лишь то, что вспомнилось в первую очередь).
Не правда ли, все это несколько смахивает на логопедический справочник?
Даже не верится, что речь только что шла об одном из самых востребованных (по крайней мере, женской аудиторией) мужских голосов на планете. Но стоит надеть наушники, прикрыть глаза и погрузиться в звук… ну например, «Аллилуйи» в исполнении Джона, как все станет ясно без слов. В одной это песне есть все, о чем было сказано выше, и еще много сверх этого. А еще имеет смысл обратить внимание на мелодику разговорного голоса во вступлении к песне
("Hallelujah", Live VH1 Unplugged, 2007) - мягкое, плавное, удивительно музыкальное течение речи.
А еще пение Джона изобилует акустическим мусором! Губы, язык, нюансы дыхания: все это явственно слышно не только в живом исполнении, но и в студийных работах, сообщая манере исполнения недвусмысленно эротичный подтекст. Он такого эффекта ничуть не смущается, а напротив, еще и усугубляет его, подливая время от времени масла в огонь при помощи достаточно грубых, но действенных трюков: вздохов, усмешек, хищных «come on», грязновато-чувственных «baby» и уже совершенно развратных, почти порнографических «yeh».
Голос лучше слушать в акустике. Там, не подчищенный и не приукрашенный обработкой, не забиваемый шумной игрой музыкантов, в бережном обрамлении живых инструментов, он виден весь целиком, в своем обнаженном, естественном виде. Так сказать, предстает перед нами в своем чарующем несовершенстве
(В качестве иллюстрации к записи предлагается "Thank you for loving me" - acoustic, 2000)Но и среди альбомных треков у Бон Джови найдется немало таких, где голосу отдано первое место и вокал подается почти а капелла. Очень хороший пример – альбом «This Left Feels Right» 2003 года (яростно нелюбимый большинством поклонников группы). Я же считаю «This Left…» одной из наиболее профессиональных и зрелых работ Джона как вокалиста - конечно, имея в виду не диапозон и силу вокала, а артистичность и выразительность исполнения.
Его эмоциональная палитра с годами стала гораздо богаче, чутье всегда было почти безошибочным, так что лирический репертуар отличается большим разнообразием утонченных вкусовых ощущений.
(В качестве иллюстрации к записи предлагаются "You gile love a bad name", "Bad Medicine" и "Keep The Faith" из «This Left Feels Right» соответственно).Красиво?..
Ах, если бы все было настолько безоблачно!..
Скажите, у вас весенние кошки когда-нибудь орали под окнами? Если бывало, тогда вам, без сомнения, прекрасно знакомо то кровожадное чувство, овладевающее мною в моменты, когда из Джона начинает переть этот проклятый
кошачий американский акцент. Иногда хочется схватить первое, что под руку попадется - желательно потяжелее, и...
Безобразный звук! Абсолютно немузыкальный! Кощунство!.. Высокий, искуственный, на сдавленной глотке, он может возникать в самых неподходящих местах, и похож на грязную кляксу на белоснежной бумаге. Иной раз, расслабившись и размягчившись душою, от внезапности так и подскочишь - настолько это давленое «мяу» пронзительно, ненатурально, настолько явно оно диссонирует с теплой шагренью природного голоса.
Я не в силах понять, зачем он так делает и чего добивается. По-моему, глухому понятно, что Джону намного комфортнее петь своим естественным лирическим баритоном – так звук обретает пластичность, становится округлым и вкрадчивым, деликатно ласкающим слух. Вытягивать высокие ноты ему и неприятно, и трудно, а в последнее время еще и удается фигово (фальшивит, зараза). Да было бы ради чего терпеть такие мучения! Не понимаю... Или тинейджерам нравится?
Но самое загадочное, что в конце восьмидесятых (в эпоху «New Jersey» - и в частности, в этом альбоме) голос Джона звучал значительно ниже - собственно, это и есть его родной баритон.
(В качестве иллюстрации к записи предлагается "Living In Sin" из «New Jersey», 1988).
И по счастью, мяукает он далеко не всегда. А я со временем все-таки научилась пропускать кошачий акцент мимо ушей – конечно, если в песне помимо него присутствует что-то, ради чего имеет смысл потерпеть. Как в "Bitter Wine" или в "One Step Closer", к примеру.
А еще мне нравятся его интонации. Но это уже оттого, что мне симпатичен сам Джон.
Ну, о симпатии к персоне мистера Бонджиови, возможно, дозрею написать когда-нибудь-нибудь позже. Тогда будет "праголос часть два"
А пока, собственно, все.
P.S.
Ну а коль скоро тут у нас топик, посвященный акустике, добавляю наглядную иллюстрацию всего вышесказанного. Акустика, тембр, артефакты,
кошачий акцент, невероятная улыбка,
идиотские пассы руками и немножечко блюза:
А после вот этого кавера Дэвида Боуи во мне окончательно созрело решение рассказать о голосе Джона. Ничего в общем особенного в этом део нет, но уж так получилось. За этот нечаянный катализатор выношу благодарность девушке по имени Света