Рецензия на альбом «NEW JERSEY» (Outsider)
Говорят, снаряд дважды в одну и ту же воронку не попадает. Иногда
попадает. Не верите? Спросите у ребят из Бон Джови, и они вам ответят,
что бывает. Во всяком случае, именно так и произошло с альбомом
«Нью-Джерси», который был выпущен в 1988 году, через два
года после более чем успешного, «Скользкий, пока мокрый».
Как кулинар, однажды изготовивший своё лучшее блюдо, а затем лишь
добавляющий в него новые ингредиенты, Джон и К. не стали изобретать
велосипед и сделали альбом, как две капли воды похожий на предыдущий.
Нет, конечно, кривить душой не буду, отличия всё же есть. Но общая
структура и концепция, или говоря всё тем же кулинарным языком,
основные составляющие были взяты именно оттуда. А составляющие эти
оказались очень просты: запоминающиеся мелодии, тяжёлое звучание, а
также несомненное обаяние и шарм лидеров коллектива.
В книжечке о Бон Джови, написанной известными музыкальными критиками
Миком Уоллом и Малколмом Доумом, в рассказе про «Нью
Джерси» была озвучена мысль о том, что, выпуская свой альбом
после такого шедевра как «Скользкий пока мокрый»,
музыканты ничем не рисковали, даже если бы альбом провалился. Позволю
себе не согласится с таким утверждением, и развить эту мысль глубже. В
такой момент можно сравнить Бон Джови с футбольной командой, которая
мирно существовала, известная лишь узкому кругу специалистов и
фанатов, звёзд с неба не хватала и вдруг взяла и неожиданно обыграла
лидеров чемпионата. Конечно, все бы ждали, что последует дальше. Будут
ли ещё победы или это был единичный всплеск. И никого не удивило, если
бы команда снова начала проигрывать. Но зато если команда выиграет, то
следовало говорить не о разовой победной акции, а о наметившейся
тенденции. Не думаю, что на музыкантов Бон Джови не давил факт
необходимого самоутверждения в элите рок-музыки, куда они так быстро и
так неожиданно ворвались. Как и любой футбольной команде, после одной
большой победы, группе очень хотелось доказать, что эта победа была
отнюдь не случайна. Отсюда нетрудно сделать вывод, что напряжение при
работе над альбомом всё-таки присутствовало, но ребята с ним
справились, что и подтвердило качество выданного материала.
Но вернёмся к обсуждению «Нью-Джерси» и напрашивающемуся
сравнению его со «Скользким». Если брать в целом и
оценивать их по самым высоким меркам, то несомненных хитов на альбоме
86-го года было больше. Зато его брат-близнец 88-го года значительно
ровнее и серьёзней по материалу. Звук стал жестче, и где-то даже
грубее. И Homebound train и Stick to your guns звучат очень мощно и
напористо, чего на предыдущем альбоме почти не наблюдалось. Но при
этом нельзя утверждать, что материал стал более «роковым».
В полноценный рок-альбом, «Нью-Джерси» не дают
превратиться Born to be my baby, Living in sin или душещипательная
Wild is a wind. Одним словом, страдания и переживания. Понятно, что
всё это делалось в угоду «мейнстриму», законам которого
группа всегда следовала на протяжении всей своей карьеры (за
исключением может быть периода 92-96 годов). Однако в ту пору все эти
штучки с наигранной романтикой Джону сходили с рук, просто потому, что
тон этому «мейнстриму» задавал он сам. И появление
многочисленных подражателей, играющих а-ля Бон Джови, лишь
подтверждает эту мысль.
Несомненно, новая работа подтвердила класс и возросшее мастерство всех
исполнителей. Ричи Самбора, например, всё так же чередует резкие
зажигательные риффы с изысканными соло. В этом смысле, его статус
участника коллектива по сравнению со «Скользким» ни на
йоту не изменился. Зато уровень его игры стал заметно выше. На
«Нью-Джерси» он особенно отличился своим чувственным соло
в Living in Sin и настоящим драйвом в Lay your hands on me или
Homebound train. Вообще, ещё и ещё прослушивая «Поезд
домой», у меня складывается ощущение, что Ричи здесь просто
развязали руки и он, обрадовавшись, пустился «во все тяжкие» -
настолько ярко и эмоционально звучит его гитара.
Запоминается
вступление к лиричной I’ll be there for you. Конечно, оно не
дотянуло до уровня проигрыша из Wanted dead or alive, но всё же
заслуживает самую высокую оценку. Больше стало акустики. И это
огромный плюс «Нью-Джерси». С акустической гитарой Ричи
также управляется мастерски. Его великолепные акустические наброски,
как будто невольно предвещают будущее Бон Джови как отцов основателей
стиля «анплагт». И если Wild is a wind и Stick to your
guns лишь немного и только шёпотом намекают на это, то, коротенькая
Ride cowboy ride и спонтанная Love for sale, кричат об этом во весь
голос.
Ритм-секция в лице Тико Торреса и Алека Сача также уверенно держит
поднятую планку, а Дэвид Брайан лихо управляется со своими клавишами,
привнося своими виртуозными пассажами особый колорит и неповторимую
атмосферу в некоторые вещи с альбома. (Lay your hand on me, Bad
Medicine). А их динамичная дуэль с Ричи в той же Homebound Train выше
всяких похвал. Иными словами придраться почти не к чему. Хотя, если
сильно захотеть, то можно. Например, можно язвительно пройтись по
текстам, которые у Бон Джови в 80-е не отличались особенными изысками,
а большинстве своём были просты и до неприличия банальны. Можно
упрекать группу в излишней помпезности и жирности звука. Или пройтись
по имиджу музыкантов, высмеять их «пуделиные» причёски и
обтягивающие лосины. Но в целом, факт остаётся фактом: альбом удался и
навсегда занял своё достойное место в истории рок- и поп-музыки.
«Нью-Джерси» не суждено было превзойти успех того же
«Скользкого», но, во всяком случае, он почти ни в чём не
уступил. Если альбом 86-го года удивил мир, то альбом 88-го - просто
порадовал. На горизонте музыкального океана появилась ещё одна
супергруппа с огромным потенциалом. Раскрыть этот потенциал удастся
значительно позже, через долгих семь лет. Но это уже совсем другая
история.
Автор:
Outsider
Обсудить данную рецензию в нашем ФОРУМЕ