Рецензия на альбом This Left Feels Right (Classic Rock)

Classic Rock
# 12(27) декабрь 2003

Разыскиваются: новые версии и живые записи

Если мысль об еще одном призраке прошлого Bon Jovi - 'greatest hits' - в качестве рождественского подарка кажется вам малопривлекательной, попробуйте вот это. Вам понравится!

Bon Jovi

'This Left Feels Right'

(Mercury)

**** (отлично)

Приближаются праздники, и рекорд-лейблы всегда стараются выпустить что-нибудь «вкусненькое». В это время года наиболее выгодными и популярными бывают разного рода компиляции, «greatest hits» и «best of» от самых известных поп- и рок-звезд. Взгляните правде в глаза: если вашему родственнику известно название хотя бы одной группы, которая вам нравится, то, скорее всего, под новогодней елкой вы обнаружите именно ее сборник.

Поэтому, когда Classic Rock узнал о том, что Bon Jovi собираются выпустить еще одни «greatest hits» аккурат под Рождество, мы слегка встревожились. Разве мы все это не проходили уже с «Cross Road»? Слава богу, что было это почти десять лет назад и с тех пор вышло еще несколько хит-синглов. Но ведь их недостаточно, чтобы наполнить «второй дом», верно? Но потом до нас дошли слухи, что это будет не обычный «best of», нет, а «greatest hits» от Bon Jovi живьем и в акустике.

Теперь уже всем хорошо известно, что Джон Бон Джови и главный его спарринг-партнер Ричи Самбора любят расчехлить старые, «бывалые» шестиструнки и спеть свои песни в акустике. Вообще, многие считают, что их выступление на MTV Video Music Awards в 1989 году, когда Самбора и Бон Джови исполнили вот так, в две гитары, «Livin' On A Prayer» и «Wanted Dead Or Alive», заставило MTV осознать всю ценность акустических выступлений и запустить свой знаменитый Unplugged.

Что ж, это может быть занятно и, по крайней мере, иметь какую-то ценность для всех фанатов, у которых уже есть все, что Bon Jovi когда-либо записывали на пленку. И вдруг история начала принимать немного странный оборот…

Нет, новая запись Bon Jovi не планировалась как акустический живой альбом - несмотря на то, что в Японии, под конец турне «Bounce», группа записала почти четырехчасовое акустическое шоу. Это должна была быть подборка самых известных песен. Но - обратите внимание - Bon Jovi собирались их перезаписать.

Первый вопрос, который мгновенно возникает в голове, - почему? Мне бы, например, не хотелось слушать перезаписанные версии стоунзовской «Brown Sugar», «The Jean Genie» Боуи или цеппелиновской «Black Dog». Потому что я люблю эти песни за их несообразность, за привычку, за то ощущение, что ты с ними сроднился. Перефразируя старую мудрость - не стоит чинить то, что еще не сломано.

Поэтому «This Left Feels Right» я взяла в руки с мрачным предчувствием. Трек-лист выглядел всеобъемлющим, но во что же, черт возьми, решила эта группа превратить современную рок-классику?

Что ж, они оказались непредсказуемы. И хотя гитарный мотив в «Wanted Dead Or Alive» узнаваем, голос Джона сперва пропустили через вокодер или что-то в этом роде, а в едва заметно изменившейся мелодии появился синкопированный рисунок ударных, создающий атмосферу в стиле «Kashmir»'a, а особенно в момент крещендо, когда на смену грандиозному соло Самборы вступает оркестр.

«Livin' On A Prayer», вместо того чтобы присутствовать тут чисто символически, превратилась в гипнотический акустический гитарный рефрен на фоне клавишных, действующих почти так же парализующе, как и «Tubular Bells». Но самый большой сюрприз - это припев, в котором Джон поет строчки поочередно с Оливией Д'Або, женой саунд-продюссера «This Left Feels Right» Пэта Леонарда. Получилось что-то вроде интимного диалога. Неожиданный, но удачный ход.

Одна особенность сразу же бросается в глаза: массивный бэк-вокал отсутствует как таковой. Сильнее всего это чувствуется в «Bad Medicine». Нет и традиционных аккордов клавишника Дэвида Брайана, на смену им пришли переливчатая слайдовая гитара, придающая этой песне знойную, южную атмосферу.

Среди тринадцати песен лучше всего удались версии самых быстрых и бодрых (можете себе представить крикливую «It's My Life» в виде печальной, задушевной элегии?). Баллады изменились не так уж впечатляюще, да и группа благоразумно включила в сборник лишь три из них: «Bed Of Roses», куда добавилась секция струнных, «I'll Be There For You», в которой гармонично подпевает Самбора, и «Always», исполненная слегка быстрее и со сбивчивым ритмом.

Самая потрясающая версия - это «You Give Love A Bad Name», которая стала просто неузнаваемой. Судя по недавним альбомам Ли Де-Лариа, Кертиса Стайгера и Джеми Калама, в поисках вдохновения для своих джазовых записей они обратились к року. Похоже, Бон Джови взял это на заметку и ввел в свою «новую» «…Bad Name» свингующий бит и двойной бас. Получилось здорово.

В «Wanted Dead Or Alive» слегка изменился текст, теперь Джон поет: «Still playing for keeps, same old me, same old band…» Что ж, это все та же, прежняя, команда. Но в такой ипостаси вы их еще не слышали. Это просто открытие!

Сайан Льюэллин