Отчет о концерте Bounce-тура в Барселоне (20 мая 2003) от Даши

Концерт Bon Jovi в Барселоне, 20 мая 2003.

Устав ждать, когда же Bon Jovi приедут к нам в Россию, я, наконец, решилась и сделала ЭТО. Я поехала на их концерт в другую страну. Почему в Испанию? Прежде всего, потому что там живет моя подруга, которая и купила нам билеты. И еще это удивительно красивая страна. И я ни разу не была там раньше. Испания потрясает мое воображение. Чего стоит возможность увидеть архитектурные шедевры Гауди в Барселоне? А пройтись по улицам той самой Памплоны, где, если верить Хемингуэю, восходит солнце? Но не буду Вас утомлять и перейду к делу. Итак, мой отчет о концерте.

Прежде чем приступить к рассказу о самом концерте, скажу пару слов о месте его проведения. Стадион Palu San Jordi рассчитан на 18 тысяч человек. Не знаю точно, много это или мало. Никогда раньше не интересовалась, сколько народу вмещает та или иная арена, так что мне почти не с чем сравнивать. Думаю, это довольно внушительная цифра, хотя и не сопоставима, конечно, с вместимостью того же Уэмбли. И все же Palu San Jordi совсем не кажется таким уж большим. Возможно, дело тут в том, что стадион крытый. Вкупе с достаточно минималистичными декорациями на сцене и определенным образом выстроенным освещением это создает даже ощущение своего рода уюта, что удивительно. Обычно на меня эти гигантские арены производят какое-то угнетающее впечатление. Но не в этот раз. В зале довольно темно. Даже несколько сильных прожекторов по периметру стадиона, свет которых на протяжении всего концерта преимущественно скользит по публике, практически ничего не меняют. Сама сцена тоже не очень большая. Может быть ее специально "подогнали" под стадион, а для более масштабных площадок группа использует что-то соответствующее их размерам. Не знаю. На сцене куча какой-то аппаратуры, усилители, еще что-то. Барабанная установка - на небольшом возвышении, оформленном как кирпичная стена. Вообще много кирпича в отделке сцены. Над сценой в центре помещается единственный экран, на котором проецируется ход концерта. Мне, правда, потрясающе, феноменально повезло. Экран этот мне абсолютно не нужен. Подруга Анна, испанка, достала потрясающие билеты. Мы с ней стоим почти у самой сцены, в центре, ряду во втором-третьем. Если вообще можно в этой толпе выделять ряды. Не уверена, что мне удалось бы достать такие билеты отсюда из России. Самым-самым плюсом этого стадиона оказывается то, что зрителей от сцены отделяет только небольшой проход метра в 2-3 шириной, по которому катают свою аппаратуру пара операторов … и собственно все. Это просто потрясающе. Так близко к музыкантам я не стояла ни на одном концерте, даже в родной Москве. Видимость абсолютная!

Непосредственно перед выходом на сцену Bon Jovi напряжение в зале нарастает до какого-то критического уровня. Невразумительные выступления разогревающих групп его не только не снимают, но скорее даже усиливают. Ощущение такое, что чувствуешь каждый свой нерв и мускул. Но вот, наконец, появляются Они. Публика просто взрывается. А группа сразу дает жару по максимуму: Bounce, You Give Love a Bad Name. Правда, первые две-три песни из-за дикого рева зрителей очень плохо слышно вокал и гитарные соло. Зато ритм-секция такая мощная, что практически сшибает тебя с ног. Напряжение снимает как рукой. Кажется, уже сложно сказать, что ты слышишь ушами, а что воспринимает твое тело. Все сливается в один мощный энергетический поток. Все кроме музыки перестает существовать.

У Джона столько энергии! Постоянно двигается, танцует…. Он явно в голосе. Могу представить, как трудно петь все эти быстрые, энергичные песни. Джон справляется превосходно. Просто выше всяких похвал! Он даже воспроизводит на мой взгляд невыговариваемое B-B-B-B-Bounce точно как в записи.

Ричи поглощен своими гитарами. Меняет их довольно часто. Ни на что больше, похоже, не обращает внимания. Только после какого-нибудь особенно блестящего соло довольно и гордо улыбается публике. Мне кажется, что подпевает Джону он реже, чем раньше. А может это только так кажется. В конце концов, я же до этого видела их выступления исключительно в записи.

Тико играет с таким азартом! Мне его за барабанами очень хорошо видно. Работает на износ. Зажигает! При этом успевает еще и курить время от времени. Хью, напротив, спокоен как гранитная скала. Не уверена, он хоть раз за концерт пошевелился, или нет. Ну, не считая движений пальцами. Дэвид много подпевает. И, бесспорно, как клавишник он на высоте.

В целом концерт проходит на очень мажорной ноте. Баллад фактически всего две. Это Right Side Of Wrong и I'll Be There For You. Ну и еще Wanted Dead Or Alive и In These Arms, если их тоже посчитать балладами. А я бы не отказалась послушать Something To Believe In и Always…. Но не судьба.

Группа исполняет много совсем старых песен: Wild In The Streets, Runaway, Raise Your Hands. Почти половина всех сыгранных за вечер вещей - из восьмидесятых. Публика принимает их очень тепло. Я тоже ловлю свой кайф. Как-никак я начала слушать Bon Jovi еще до These Days и уж тем более до Crush и Bounce. Нет ничего предосудительного в том, чтобы ненадолго отдаться во власть приятных воспоминаний. Да и песни хорошие. Очень в русле этого гиперэнергичного концерта. Много также и песен с последнего альбома (так и должно быть, неинтересно слушать одни только oldies-goldies). Все сыграно на высшем уровне, без сучка и задоринки. Одно сплошное удовольствие длиной в два с лишним часа!

Кое-что из концертных "фишек" уже не ново. Все это уже не раз мы видели в записи. Невероятные взрывы пиротехники во время исполнения некоторых песен (You Give Love a Bad Name, например); Bad Medicine вперемешку с Twist & Shout под конец концерта; Джон, вытаскивающий на сцену какую-то девчонку и обменивающийся с ней поцелуями; Тико, таскающий Джона на плече (можете представить?!). Это было и раньше, причем уже не в одном турне. Но есть и новые моменты. И это не может не радовать. Во-первых, шикарное соло Дэвида. Думаю, все, кто слышал хоть что-то с его сольных альбомов, согласятся со мной, что он отличный пианист. Наконец ему дали возможность в полной мере продемонстрировать свой талант на концерте группы. Его соло предваряет исполнение Right Side Of Wrong, это одна из моих любимых вещей с последнего альбома. С такой прелюдией она производит еще более потрясающее впечатление. Очень проникновенно. Вам придется поверить мне на слово.

А сразу за Right Side Of Wrong - самый, на мой взгляд, приятный сюрприз этого концерта. Ричи поет I'll Be There For You. Я не очень следила за сет-листами предыдущих концертов группы, так что для меня все это - полная неожиданность. Поет Ричи действительно здорово. Причем эта концертная версия песни отличается от того, что мы слышали на альбоме не только вокалом. Как мне показалось, песня стала немного медленнее, а аранжировка минималистичнее. Я бы, пожалуй, определила все это как стиль соул с элементами блюза. Очень советую эту новую версию достать и послушать.

Совершенно меня поражает удивительная способность Джона устанавливать так называемый eye contact с публикой. То есть не с публикой "вообще", а именно с каждым, кто пришел на концерт в отдельности. Совершенно не понимаю, как это ему удается, но чуть не половину всего времени концерта он смотрит тебе в глаза, именно тебе, и поет как будто специально для тебя. Без шуток! Я при этом абсолютно уверена, что не только у меня осталось такое впечатление. Понимаете мою мысль? Джон ухитряется со всеми сразу, одновременно поддерживать этот самый eye contact. А ведь народу-то полный стадион! Как можно одновременно смотреть в глаза 18 тысяч человек? Ну, по крайней мере, тех 2-3 тысяч, что оказались ближе к сцене. Весь концерт, да и потом я гадала, в чем же тут фокус. Безрезультатно. Или есть здесь какой-то профессиональный секрет, или это Джон просто немного волшебник.

А публика, кажется, просто обожает нашего несравненного барабанщика. Когда заканчивается концерт, толпа ревет: "Тико! Тико!". Он что-то такое говорит по-испански в ответ. Но я ничего не могу разобрать (испанский у меня скверный), а Анна ничего не может расслышать толком (хотя испанский у нее родной). Джон тоже обращается к нам по-испански. Благодарит, когда все подпевают особенно рьяно. Уверяет, что испанская публика - самая лучшая. Ну, в общем, все то же, что и всегда.

И еще не могу не сказать пару слов о фанатах. Это просто что-то! Все знают тексты. Все подпевают. Иногда Джону остается только слушать хор зрителей. Рядом со мной стоит парень с каким-то подобием индейского боевого мэйкапа на лице. Не просто стоит, а прыгает и танцует почти весь концерт. И при этом истошно горланит все тексты песен. Прямо мне в ухо. На мои вежливые уговоры заткнуться, или, по крайней мере, сбавить громкость, не поддается. Ну да ладно! Все расслабляются по-своему. Да все вокруг нас прыгают, пытаются танцевать, поют, орут…. Просто сумасшествие! Есть действительно какой-то эффект толпы. Еще раз в этом убеждаюсь. Крышу сносит даже у самых морально устойчивых индивидов. Даже у меня. Нет, я, конечно, не начинаю беспричинно рыдать (как добрая половина девушек вокруг), или, скажем, орать во всю глотку (как мой сосед-индеец), но не подпевать во время баллад уже не могу. Наступает какое-то изумительное ощущение эйфории, когда уже не чувствуешь земли под собой, не замечаешь усталости (хотя уже третий час на ногах), и кажется вот-вот наклюнутся крылышки.… Наверное, ради этого мы все и ходим на концерты.

P.S. После концерта, уже в Москве, у меня в какой-то момент появилось болезненное чувство опустошения. Чувство, что праздник кончился. И неизвестно, повторится ли. Только когда начала делиться впечатлениями, писать этот отчет, я вдруг осознала, что помню каждую деталь, могу практически все воспроизвести и прочувствовать снова. Этот концерт стал как бы неотделимой частью меня. Такой The Moveable Feast, Праздник, Который Всегда С Тобой.

Единственное, что мне еще хочется пожелать, это чтобы Bon Jovi приехали наконец в Россию. И каждый, кто сейчас читает мой рассказ, смог бы сам все увидеть и услышать. Скрестим пальцы за встречу на концерте!

P.P.S. Сет-лист.

BOUNCE

YOU GIVE LOVE A BAD NAME

WILD IN THE STREETS

LIVIN' ON A PRAYER

EVERYDAY

UNDIVIDED

KEEP THE FAITH

WANTED DEAD OR ALIVE

THE DISTANCE

IT'S MY LIFE

MISUNDERSTOOD

SOMEDAY I'LL BE SATURDAY NIGHT

RIGHT SIDE OF WRONG

I'LL BE THERE FOR YOU

BLAZE OF GLORY

BORN TO BE MY BABY

RUNAWAY

I'LL SLEEP WHEN I'M DEAD

RAISE YOUR HANDS

"На бис":

IN THESE ARMS

CAPTAIN CRASH & THE BEAUTY QUEEN FROM MARS

BAD MEDICINE + TWIST & SHOUT

Даша