Альбом "Blaze Of Glory"*

* Текст приводится в ознакомительных целях по книге: Мик Уолл, Малколм Доум. Полный путеводитель по музыке Бон ДЖови. М., 1997. (с)
Помните, что печатная версия содержит массу иллюстраций

Этот диск не вполне можно считать альбомом «Бон Джови». «Сияние славы» - это «саунд-трэк» фильма «Юные стрелки-2», музыку к которому пригласили написать Джона. Но Джон никогда не считал, что «Сияние...» - его сольный альбом.

«Все началось с того, что они хотели использовать в фильме нашу песню «Разыскивается живым или мертвым», - рассказывал Джон авторам этих строк в дни выхода альбома в свет. - Мне даже сказали, что первые «Юные стрелки» вообще были написаны под впечатлением этой песни, что она оказала на фильм огромное влияние, и я растаял... Мне всегда казалось, что если бы я и снялся в фильме, то только в «Юных стрелках».

Впрочем, по тексту песня туда явно не подходила: «Еду я на верном коне...» «Что ж, - сказал я, - если хотите, я напишу то, что вам подойдет». Где происходит действие, я знал, мне рассказали сюжет фильма, так что я приехал к ним с песней в руках. Это и было «Сияние славы», написанное на основе того, что мне рассказали по телефону».

Не искал ли Джон возможности самовыражения отдельно от группы? «Богом клянусь, и в мыслях этого не было. Если я не хотел что-то исполнять с группой, это просто не попадало на альбом, и все. Для меня любой диск «Бон Джови» - в чем-то мой сольный.

Так что, когда Эмилио Эстевес позвонил мне и стал уговаривать приехать, я сказал себе: «Черт с ним! Сяду-ка я на самолет и улечу один, без группы, без менеджера, без жены... В конце концов, я отвык что-либо делать сам. Пора вновь попробовать».

Мне предложили: «Снимись в картине». Я ответил: «Дайте роль! Не могу же я просто так стоять в кадре!» Мне и дали эпизод на целых тридцать секунд. Я убегаю из тюрьмы вместе со сценаристом фильма, из-за которого, собственно, все и началось. Мы запираем в камере помощника шерифа и выбираемся наружу. Шериф видит меня и стреляет навскидку. Пуля пробивает мне грудь, и все кругом оказывается залито кровью. Все в замедленной съемке и крупным планом. Ну вот, я рассказывал дольше, чем это длится на экране».

Джон, конечно, не думал о том, что у его малолетних поклонниц может случиться сердечный приступ при виде застреленного кумира. «Знаешь, из-за чего у них может случиться настоящий приступ? Они отдают семь баксов, чтобы посмотреть фильм с моим участием, а я на экране всего тридцать секунд. Внимание! Не моргать!»

Но Голливуд так превозносил его участие в фильме!

«Не травите душу. Они наживаются на фанатах «Бон Джови», рекламируя фильм с моим участием. Как будто это моя первая крупная роль в кино! И с песнями так же. Сначала они хотели использовать четыре мои песни, потом три. В окончательном варианте, кажется, осталось всего две. И вот мои поклонники, друзья и родные идут на фильм с моим участием. А там всего две моих песни и я в течение тридцати секунд. Голливуд же раскручивает фильм так, как будто у меня там главная роль...»

«В музыкальном отношении «Сияние славы» несколько отличается от обычных записей «Бон Джови», - говорит Джон. - Глупо было бы пытаться сделать что-то под «Бон Джови» в одиночку. Я и не пытался, стараясь звучать и выглядеть немного по-другому...

А как я радовался, когда вышел сингл с песней из фильма! Я ждал его появления, затаив дыхание, потому что это всегда очень волнительно. Потом, когда все сделано, ты можешь расслабиться - от тебя уже ничего не зависит. Вздохни с облегчением, и - будь что будет».

Как на записи появились известные музыканты?

«Была такая идея... Ну, в общем, мне всегда нравилось, как играет Джеф Бек, какойу него звук. Когда встал вопрос, с кем записывать «Сияние славы», я первым делом вспомнил о нем. Пусть даже это был бы холостой выстрел, но попробовать стоило.

Он согласился так быстро, что я не был уверен в том, что он приедет. «Мне нравится идея, приятель! Пусть твой менеджер позвонит моему. По-моему, блестящая идея. Черт, извини, надо бежать», - и тут же повесил трубку. Мы все были наслышаны о его скверном характере.

Ну вот, он не только прилетел в Лос-Анджелес, но и приехал в студию прямо с утра, даже раньше меня. И работал до упаду, пока я не взмолился: «Больше не могу! Пошли домой!» Я хочу сказать, что он работал как настоящий профессионал, несмотря на все слухи.

В жизни он ребенок. Любит кино. Мы вместе ходили на «Вспомнить все». Обожает водить машину. Любит почревоугодничать. Вообще любит поиграть. Но когда дело доходит до работы, он всегда пашет изо всех сил».

А Элтон Джон?

«А, еще один выдающийся композитор и исполнитель. Но Элтон еще и прекрасный парень. Я ощутил это еще во время нашей самой первой встречи. Он просто душка и очень любит играть на рояле. Когда мы вместе выступали в Мэдисон-сквер-гардене, я понял, что мы можем стать друзьями. А раз Элтон был в Лос-Анджелесе, мне показалось, что он идеально подойдет. Не столько из-за имени, сколько как прекрасный исполнитель. Рой Биттен дал свое согласие, но Брюс Спрингстин не хотел его отпускать».

Это что, соперничество выходцев из Нью-Джерси?

«Нет, если бы Брюс меня опасался, я был бы польщен. Просто Рой был сопродюсером альбома Брюса и не мог этого сделать. В конце концов я воспользовался тем, что Элтон в Лос-Анджелесе и притащил его. Я даже отдал ему свою песню, написанную под фортепиано, - «Смерть не похожа на жизнь». Мне казалось, что она звучит по-элтоновски и никто другой ее не сможет исполнить.

В комнате для записи он начал распеваться, а затем спросил: «Эй, а ты что не поешь?» Так что мы записали все с ходу, причем все вокальные партии разложились как надо.

Так оно и пошло.

Кого бы нам еще пригласить? - оглянулись мы вокруг. Какие еще легенды остались в роке? Кейт Ричарде? Давайте пригласим его! Проблема была в том, что все - я, Альдо Нова и другие - боролись за то, чтобы сыграть здесь. В конце концов я сказал Дэнни Кортчмару: «Это, в конце концов, моя запись! Я и буду распределять роли».

«Раз всем так хочется сыграть эту партию, давайте пригласим Литтла Ричарда и пусть он ее исполнит!» У всех аж чизбургеры из рук попадали. «Ты знаешь Липла Ричарда?» - «Да, я выступал с ним во время последнего турне».

И я пригласил Литтла Ричарда. Лучшего я бы и придумать не смог. С нами работал Джеф Бек. Он был знаком с «Роллинг Сто-унз» и «Битлами», он играл почти со всеми. Но он попросил меня представить его Литт-лу Ричарду, что я и сделал. А я хотел быть представленным Роду Стюарту, и тут уже он помог мне.

И вот Ричард ехал к нам, а Джеф страшно нервничал. Когда Ричард зашел в студию, Джеф не удержался и начал наигрывать «Люсиль». Я его понимаю. Потом чувствуешь себя жутко неловко, но удержаться невозможно.

Ричард протянул мне руку, и тут Джеф вскочил, протянул руку Ричарду и говорит: «Я так рад встрече с вами! Я вообще пошел в шоу-бизнес под вашим влиянием! Дайте мне, пожалуйста, автограф!»

В такие моменты хочется остановиться и сказать себе: «Я счастливый человек, мне повезло работать в компании с такими прекрасными людьми. Наблюдать, как это все происходит, просто восхитительно!»

BLAZE OF GLORY

СИЯНИЕ СЛАВЫ

Величественное пламя этой гимноподобной песни быстро превратило ее в изюминку концертной программы «Бон Джови». Пожалуй, только здесь, на этом диске, Джону удалось в наибольшей степени воссоздать ту простоту и ясность звучания, которая составляет неотъемлемую часть успеха его группы.

Голос Джона, как оказалось, прекрасно подходит для изложения романтизированного мифа о ковбойской жизни. Исполнитель сумел передать все то восхищение, которое Джон Бон Джови с детства испытывал к этой стороне американской истории. Песня прекрасно отвечает на вопрос, что делает Джона мастером. А прекрасные гитарные партии в исполнении Джефа Бека лишь добавляют песне очарования.

BILLY GET YOUR GUNS

БИЛЛИ, ДОСТАНЬ ПИСТОЛЕТЫ

Еще одна песня, заслуживающая внимания качеством своего исполнения. Несмотря на трудную задачу - написать песню, не выбиваясь из стилистики и звукоряда фильма, Джон сделал эту ритмичную пьесу в свойственной ему эффектной манере, своими привычными апломбом и эффективностью, так что ошибиться в том, чья это вещь, просто невозможно. Часто бывает, что песни к фильмам (как минимум те, что были специально для него написаны) не пользуются успехом именно потому, что вне привычного видеоряда выглядят искусственно.

Здесь таких проблем нет. «Билли, достань пистолеты» - полноценная песня, которая не нуждается ни в какой помощи со стороны.

MIRACLE

ЧУДО

Это одна из двух песен альбома, которая не могла бы стать его бесспорным украшением, но многое теряется от отсутствия настоящего звучания. К концу песни мелодия становится слишком надоедливой, слишком сентиментальной. «Бон Джови» мог бы уравновесить эту чрезмерную эмоциональность взыскующим соло гитары Ричи Самборы, но здесь не имеется никакого второго плана. В результате вещь теряет свою привлекательность и лирический вокал Джона тонет в море слабовольного аккомпанемента.

YOU REALLY GOT ME NOW

ТЕПЕРЬ ТЫ МЕНЯТОЧНО ДОСТАЛ

Здесь лидер группы выступает в дуэте с Литтлом Ричардом, но это явно не лучшая песня Джона. Союз легенды современной музыки и легенды рок-н-ролла всех времен и народов ни к чему хорошему не привел - их стили сталкиваются и мешают друг другу. Создается впечатление, что Джон пригласил Литтла Ричарда не потому, что хотел улучшить песню, а просто потому, что решил поработать с приятелем.

BLOOD MONEY

КРОВАВЫЕ ДЕНЬГИ

Еще одна песня, которая могла бы стать превосходной работой группы, но все губит эгоцентризм Джона. Подобно «Чуду», песня «Кровавые деньги» обладает хорошим потенциалом, который до конца не реализуется, теряясь в беспомощных «формальных изысках».

SANTA FE

САНТА-ФЕ

Лучшая запись этого альбома - устрашающий, претенциозный памятник традициям Запада и его ценностям. Песня выдержана в стиле составивших целую эпоху фильмов Джона Форда, особенно по части восхваления духа первопроходцев, авантюристов и романтиков, которые и создали то, что позднее назовут американской Мечтой. Ну или, по крайней мере, приручили того дикого зверя, каким был Американский континент до высадки на него белого человека.

Есть в этой песне что-то такое, что делает ее не просто очередным шлягером, включенным в фильм для заполнения музыкального пространства. Она является достойным продолжением хита «Разыскивается живым или мертвым» (по иронии судьбы сам фильм и вдохновившего). Слушая ее, ощущаешь пыль на зубах, чувствуешь запах виски и пороха, слышишь грохот поезда, несущегося по железной дороге.

Явно одна из самых крупных удач в артистической карьере Джона.

JUSTICE IN THE BARREL

СПРАВЕДЛИВОСТЬ РЕВОЛЬВЕРА

Эпически растянутая, просто гигантская песня, которая является идеально кинематографической. Джон подробно описывает реалии жизни на Диком Западе, где в те далекие времена справедливость держалась на стволах пистолетов. Как гласит одна из строк песни: «Справедливость заряжена в барабан револьвера» («Justice is in the barrel of a gun»).

Джеф Бек снова заслуживает пристального внимания. И не упустите вступление к песне, на которое существенно повлиял Дэйв Гилмор из «Пинк Флойд», а также старый шлягер группы «Ярдбирдз» «Десять маленьких индусов» («Ten Little Indians»). Впрочем, достоинств песни это отнюдь не умаляет.

NEVER SAY DIE

НИКОГДА НЕ ГОВОРИ: «УМРИ»

Джон часто заявлял, что одной из его любимых групп всегда была «Тин Лиззи». Поэтому не стоит удивляться, что местами эта песня напоминает композицию «Лиззи» «Мальчики снова в городе» («The Boys Are Back In Town»). Кстати, вслед за этой песней на благотворительном альбоме «Лестница в небо/Шоссе в ад» («Stairway To Heaven/Highway То Hell») (1989) шла композиция «Бон Джови».

Если же отвлечься от поисков влияний на автора, то «Никогда не говори: «Умри» своей воистину гимноподобной бодростью напоминает Джона Вейна или Клинта Иствуда в их наиболее мужественном амплуа.

BANG A DRUM

БЕЙ В БАРАБАН

Можно ли представить себе вестерн без песни, стилизованной под духовные песнопения. Ну, спорить тут, конечно, можно долго, а вот что именно вдохновило эту песню - очевидно. Это сентиментальный хит Роя Орбисона «Все кончено» («It's Over»).

Снова, как и в большинстве композиций альбома, начинания не доведены до конца. Песне явно не хватает хорошего вокального ансамбля. Подпевка очень музыкальна и хорошо продумана, но вот исполнение оставляет желать лучшего. Может быть, Джон боялся, что песня получится слишком слащавой? Или просто не было времени спеться? Так или иначе, но перед нами песня, чей потенциал огромен, но она тем не менее не звучит, так как откровенно подводит исполнение.

DYIN' AIN'T MUCH OF A LIVIN'

СМЕРТЬ НЕ ПОХОЖА НА ЖИЗНЬ

По своей философии эта песня очевидно идет вразрез с фильмом, чьи герои - объявленные вне закона изгои, балансирующие на тонкой грани между жизнью и смертью, - всего в одной пуле от могилы, всего в одной пуле от бессмертия.

Лирика Джона подчеркивает всю тщету такого образа жизни. Бесконечно грустным и одновременно трагичным выглядит здесь и «героический» ковбой. На эпоху Дикого Запада Джон смотрит как бы с высоты 90-х, сняв розовые очки умиления перед славным прошлым. Очки, в которых он прежде смотрел на то героическое, скрипящее седлами время, когда мужчины были мужчинами, а женщины чувствовали их аж за милю!

«Смерть не похожа на жизнь» своего рода отступление от девиза «один за всех и все за одного», который объединяет другие композиции альбома, ее герой одинок и не очень-то счастлив. И это хороший противовес для предыдущих песен.

С музыкальной точки зрения песня очень напоминает «Пурпурный дождь» («Purple Rain») Принца, что, впрочем, неудивительно, ведь Джон - большой поклонник этого великого певца пурпура.

GUANO CITY

ГОРОД ГУАНО

Единственная запись альбома, не принадлежащая «Бон Джови». Это инструментальное прочтение музыкальной темы фильма, написанной Аланом Сильвестри. В альбоме она выглядит совершенно неуместно, поскольку со всеми звучавшими до нее мелодиями совершенно не сочетается.

Гораздо лучше запись смотрелась бы в самом начале альбома, где выглядела бы прелюдией к песням «Бон Джови». А так создается впечатление, что она вставлена впопыхах, в последний момент и только для заполнения места.

С точки зрения оркестровки к миниатюре нет никаких претензий. «Город Гуано» напоминает пышные композиции таких известных голливудских композиторов, как Макс Стейнер, Дмитрий Темкин и Элмер Берн-стейн, но вызывает вопрос, что бы получилось, если бы Сильвестри поработал с Джоном над другими песнями с диска.