Альбом "THESE DAYS"*

* Текст приводится в ознакомительных целях по книге: Мик Уолл, Малколм Доум. Полный путеводитель по музыке Бон ДЖови. М., 1997. (с)
Помните, что печатная версия содержит массу иллюстраций

Это был еще один альбом собравшихся вместе «Бон Джови». Поскольку многие рассматривали «Храни веру» в качестве дебюта «новых» «Бон Джови», этот опус можно с полным правом считать вторым их альбомом. Он вышел в момент тяжелейшего испытания, постигшего группу, поскольку Алек Джон Сач предпочел покинуть группу - или же его попросили это сделать. Тут уж смотря, каким источникам верить. История этого альбома начинается с двух новых песен, записанных группой в 1994 г. для завершения их альбома-компиляции «Перекресток» (сборника самых лучших песен «Бон Джови», призванного дать им передышку и возможность сгруппировать силы для решающего наступления по всем фронтам). Этими новыми песнями стали баллада «Всегда» и более ритмичная «Когда-нибудь придет субботний вечер». В определенном смысле это, конечно, была попытка осмотреться, выбрать путь, определить, какая из двух песен, записанных в период, если так можно выразиться, спячки группы, ближе «новым» «Бон Джови».

Но главное, записанные песни дали группе возможность поработать с продюсером Питером Коллинзом, ветераном движения, сотрудничавшим с Гэри Муром, Куинсричем, Стивом Перри и целым рядом других не менее известных исполнителей. «Бон Джови» обратилась к нему за помощью: группа стремилась изменить звучание. Брюс Фэйрбэйрн оставался человеком 80-х. «Бон Джови» хотела шагнуть сразу в середину 90-х и звучать сообразно требованиям времени.

Для Коллинза это была самим небом посланная возможность завязать деловые контакты с одной из известнейших в мире групп и сыграть заметную роль в создании современного имиджа «Бон Джови». Ведь недостатком уже записанных «Всегда» и «Однажды...» было то, что их просто извлекли из архива: ничего нового ни по звучанию, ни по выразительным средствам эти песни в актив группы не внесли.

И все же «Перекресток» вновь упрочил положение «Бон Джови» в США, где объем продаж альбома перешагнул за три миллиона экземпляров. А в Великобритании он был признан самым продаваемым альбомом 1994 г. Более того, песня «Всегда» стала сенсацией по обеим сторонам Атлантики, врываясь во все хит-парады и давая популярности группы новый импульс. Имиджу группы не повредила ни женитьба Ричи на королеве «мыльных опер» Хитэр Локлиар, ни то, что они выступали в лондонском «Ковент Гардене» перед очень взыскательной аудиторией.

В разгар всей этой кампании Питер Коллинз подтвердил свои деловые отношения с «Бон Джови», убедив группу, что он просто необходим ей для записи нового полномасштабного альбома. На этот раз Джон действительно был очень занят - и не только за кулисами! Он отрывался от работы, чтобы уделить внимание фильму «Лунный свет и Валентине» с Вупи Голдберг. И все же он в значительной степени диктовал, каким быть по стилю и направленности новому альбому «Бон Джови». Вероятно, Ричи и Дэвид могли иметь право голоса в решении некоторых музыкальных нюансов, но в целом кораблем управлял Джон, и он твердой рукой поворачивал штурвал все ближе к Спрингстинвиллю!

Эйли, впрочем, был сыт всем этим по горло. Согласно официальной версии «Бон Джови», он вышел из состава группы. В начале 1995 г. Дэвид утверждал, что Эйли сначала попросил группу не включать его в планы дальнейших гастролей, поскольку это его не интересует. Но когда временная его замена - Хьюги МакДональд - появился в студии, чтобы исполнить партию бас-гитары для нового альбома (который сначала назывался «Открыто все время» («Open All Hours»), а Эйли в студию даже не заглянул, стало ясно, что он ушел навсегда.

Конечно, Дэвид мог не знать, что же происходило на самом деле. Некоторые источники избрали более циничную точку, согласно которой Дэвид просто не мог комментировать события, потому что Джон ему запретил. Все это очень скользкие материи. Но Эйли не боялся выступить перед прессой и рассказать всему миру, что он нахлебался досыта и группой «Бон Джови», и Джоном в частности. Сам был сыт по горло заявлениями, что его игра не дотягивает до нужного стандарта, что ему запрещено давать интервью. Часто цитируемое высказывание Джона, что он управляет группой, как глава мафиозного клана своей организацией, вполне соответствовало действительности.

Сам Джон старался обходить стороной тему ухода Сача из группы, предпочитая рассуждать о будущем группы. Отныне вчетвером - ибо МакДональд был не более чем хорошо оплачиваемым «человеком со стороны», но не членом группы - они принялись за создание, наверное, самого значимого для них альбома со времен «Скользкого...». Если и суждено было группе перепрыгнуть из разряда сиюминутных рок-идолов в пантеон звезд «всех времен и народов», то время для этого как раз подоспело.

И под эгидой Питера Коллинза они в этом весьма преуспели. Ушла в прошлое петушиная задиристость, свойственная «Бон Джови» ранних альбомов. Ее сменили зрелое осмысленное изложение материала, четкое исполнение, представляющие собой значительный шаг вперед по сравнению со всем, что сделала группа прежде. «Бон Джови» нужен был продюсер, который не побоялся бы возражать, спорить, если что-то шло не так. Необходим был вызов - и вызов был брошен Коллинзом. Одаренный инженер звукозаписи, Коллинз оказался также прекрасным руководителем. Он знал, как добиться полной отдачи от любого из своих подопечных - будь это сверхзвезда или зеленый новичок. И его профессиональная манера быстро спустила группу с небес на землю. Результат оказался просто прекрасным.

Конечно, и Ричи приложил руку к производству альбома, но именно Коллинз поднял «Бон Джови» на новый качественный уровень. Звук теперь был по-спартански скуп и свободен от пышности, считавшейся нормой в прежних альбомах «Бон Джови». Такой звук шел в ногу со временем и удовлетворял вкусы тех, кто хотел бы слышать игру группы, а не только следить за демонстрацией технологических «наворотов».

Но чтобы добиться желаемых результатов, необходимо было придать альбому глубину и эмоциональность. Музыка должна была затронуть людские сердца, привлечь внимание слушателей. «Бон Джови» больше не были юнцами, игравшими рок в середине 80-х. Да и их аудитория с тех пор заметно изменилась. Те молоденькие девочки, которые в 1986 г. мечтали о Джоне и Ричи, теперь повыходили замуж и нарожали детей. Они стали поколением, которое отошло от эксцессов их собственной молодости; подобная жизнь их больше не привлекала. «Эти дни» (удачная замена прежнему «юношескому» названию «Открыто все время») отлично передал настроения момента. Это был альбом «Бон Джови», по всем параметрам подходивший для 95-го г., запись, которая, наконец, окончательно развеяла все сомнения в том, что группа сможет выжить даже в столь неспокойные времена.

Джон Бон Джови всегда умел предельно сосредоточиться на том, что он делает, всегда чувствовал направление движения и расстояние до цели. Никто в музыкальном бизнесе (а уж будьте уверены, Джон настолько же бизнесмен, насколько и артист) не знает все его тонкости так же хорошо, как этот выходец из Нью-Джерси. И Джону менее, чем кому-либо еще, свойственно почивать на лаврах. Он мастер, умеющий вовремя уловить новые веяния, завоевать новый рынок и не растерять при этом старых поклонников. «Эти дни» застали полководца Джона Бон Джови и его армию штурмующими разреженную атмосферу «U2», Брюса Спрингстина, «Роллинг Стоунз» - тех близких широким массам групп, чьи песни своего рода слепок с повседневной жизни.

Естественно, альбом прекрасно продавался (на момент написания книги он получил «платиновый» диск в Америке и разошелся более чем миллионом копий в Великобритании). Уже первый сингл с диска - «Это не песнь любви» - стал трансатлантическим хитом. Но Джона радовали главным образом не цифры. Самым радостным событием для «Бон Джови» стал спрос на их диски в тех слоях общества, где раньше громко произносить название группы считалось просто неприличным. Наконец «Бон Джови» стала частью истеблишмента. Джон мечтал об этом долгие годы...

«Бон Джови» может «обмениваться ударами» с «Роллинг Стоунз», играть в Европе на концертах того же уровня, что и Джаггера и другие группы, и получать при этом вполне приличный доход. Джон мог позволить себе вытащить на сцену стадиона Уэмбли Боба Гелдофа и не чувствовать себя при этом смущенным. Он пробился. Они пробились. В ближайшие годы «Эти дни» наверняка станут одним из самых популярных альбомов, что само по себе будет признанием заслуг Джона как руководителя группы. Более того, это станет признанием его чувства перспективы и его проницательности.

И все же странно. «Эти дни» подняли «Бон Джови» почти до уровня национальных героев в Европе и других частях света. Америка же пока выглядит совершенно не убежденной этим успехом. Там до сих пор сильно мнение о том, что «Бон Джови» уже не столь сильны, как прежде, и что с альбомом «Эти дни» матерые рок-музыканты попросту «сели меж двух стульев»: он слишком искусственный для молодых поклонников рока и не слишком элегантный для старшего поколения слушателей. Странно, но факт: родина группы стала теперь для них наиболее трудным рынком.

HEY GOD

ЭЙ, БОГ

Главное «действующее лицо» песни «Эй, Бог» - социальная совесть. Вот как сам Джон объяснял журналу «Керранг!» существо этой песни: «Я не могу понять, как можно идти по 57-й улице в Манхэттене и спокойно перешагивать через спящего прямо на тротуаре парня. Для меня это слишком!»

Попытка Джона разобраться в столь серьезных проблемах современной городской жизни вносит в песню мрачноватый диссонанс, наполняя ее глубоким смыслом. Удивительно, но эта запись вызывает в памяти группу «Культ», в частности, их песню «Огненная женщина». Что-то совсем новое появляется в песне, открывающей последний альбом «Бон Джови», что-то, что заставляет вас по-новому взглянуть на группу.

Исчез попсовый призвук, столь характерный для многих прошлых альбомов. Группа вознамерилась с первой же песни опровергнуть сложившиеся вокруг нее стереотипы. И колокольный перезвон гитары Ричи Самборы имеет больше общего с игрой Курта Гобана или Каменного Госсарда из группы «Перл Джэм», нежели прошлых кумиров группы -Эриком Клэптоном и Джимми Пэйджем. Он доказывает, что перед нами динамичный гитарист, адаптирующий свой стиль к требованиям времени. Что ж, очень вдохновенная увертюра к альбому!

SOMETHING FOR THE PAIN

СРЕДСТВО ОТ БОЛИ

Песня, избранная в качестве второго сингла с альбома, и запись, доставившая «Бон Джови» массу хлопот. Группа переписывала эту песню много раз. По каким-то причинам «Бон Джови» не могла добиться четкой записи (а может быть, точного исполнения). Так бывает иногда: за деревьями вы никак не увидите леса.

Ситуацию в какой-то степени проясняет первое название песни: «Я так долго тебя любил, что не могу повернуться к тебе спиной» («I've Been Loving You So Long I Can't Turn My Back»), настолько труднопроизносимое, что его почти никто не мог сразу выговорить. Тем не менее под этим названием песня и была записана. Но затем, недовольный результатом, а также прислушавшись к совету близкого друга и исполнительного продюсера студии «Коламбиа Рекорде» Джона Калоднера, Джон переписал стихи, изменил название (теперь им стало «Средство от боли»), сделал новую запись - и в конечном счете получился прекрасный хит, который не обманывает даже самые смелые ожидания. В действительности это одна из самых изысканных песен «Бон Джови», с прекрасным, легко запоминаемым припевом и яркой ритмической структурой.

Вслушайтесь в игру Дэвида на аккордеоне и Ричи на двенадцатиструнной гитаре Рикенбакера. Оба они добавляют свои неповторимые интонации к общей атмосфере.

THIS AIN'T A LOVE SONG

ЭТО НЕ ПЕСНЬ ЛЮБВИ

Песня, ставшая первым синглом с альбома и самым удачным международным хитом «Бон Джови». Многие полагают, что здесь группа использует новую для себя форму - балладу, исполненную в спокойном благородном темпе. И они ошибаются. На самом деле эта песня, полная боли и отчаяния, является как бы возвращением во времена «7800° по Фаренгейту». Несмотря на то, что в создании композиции участвовал Десмонд Чайлд, она отнюдь не стала этакой коммерческой поделкой, как можно было бы ожидать.

Джон многократно заявлял, что сюжет «Это не песнь любви» не автобиографичен. Это просто была песня о том, каково жить парню с «разбитым сердцем», когда ушла любовь. Во время записи диска Джон не раз «скромно» задавал журналистам вопрос: какой «выдающийся певец» смог бы исполнить эту вещь? Собственно, сам Джон показывает высокий класс, исполняя труднейшие вокальные пассажи с таким мастерством, что разом опровергает все слухи о том, что без группы он, дескать, не сможет вытянуть песню.

Есть в песне и запоминающиеся строки, например, когда лирический герой вспоминает: «я увидел в твоих глазах конец лета». Примечательны и некоторые пассажи Ричи Самборы на гитаре, хотя они и выглядят слишком энергичными и мощными на фоне общей атмосферы песни. Но общего высокого уровня этой записи никто не оспорит. Правда, видеоклип, снятый в удушливой атмосфере Таиланда, стал главным образом упражнением по трате денег и никак не дополнил содержания песни. Впрочем, он вновь напомнил, что МакДональд не является членом группы, он всего лишь «человек со стороны», наемный работник.

THESE DAYS

ЭТИ ДНИ

Широкое эпическое полотно, посвященное надеждам и амбициям тех, кто стремится достичь вершин в своей профессиональной карьере. Во многих отношениях песня выдержана в стиле, который был характерен для Дилана и Спрингстина. Здесь, как и у них, персонажи, чья жизнь составляет основу сюжета песни, находятся под пристальным вниманием автора.

Конечно, Джон не впервые обратился к такому приему. В песнях типа «Живя с молитвой» он уже создавал вымышленные характеры, но на этот раз композиция просто пестрит таковыми. Кстати сказать, Джимми Шоуз, упомянутый в этой вещи, - это ссылка на реально существующего магната американской звукозаписывающей и продюсерской компании Джимми Иовина, более известного как Джимми Шоуз. Неизвестно, правда, как Иовин среагировал на слова о том, что он сломал себе ноги, пытаясь взлететь, и что он скорее умрет, чем отступится от своего.

Песня в целом имеет явный рок-н-блюзовый характер и по духу своему очень близка 70-м гг., с их любовью к моральным сентенциям и поучениям. Кажется, Джон пытается сказать здесь, что в этом сумасшедшем мире каждый в конечном счете может рассчитывать только на самого себя.

LIE TO ME

СОЛГИ МНЕ

Песня, в которой «оживают» главные герои «Живя с молитвой», а именно поженившиеся Томми и Джина, только все происходит ровно через десять лет. У них сейчас серьезные проблемы, как финансовые, так и эмоциональные. Они обращаются друг к другу в поисках поддержки. Вероятно, Томми и Джина уже больше не любят друг друга, но в критический момент хотят друг от друга утешительной лжи, а не горькой правды.

Что именно имел в виду Джон, говоря, что песня основана на реальном опыте, так и осталось невыясненным. Вряд ли это был его собственный опыт, скорее - кого-то из его близких друзей. Но чей именно - остается загадкой. Однако фразы типа «По слухам, приезжает твой отец - он и заплатит за квартиру» звучат очень горько и пронзительно. Умеренный ритм песни прекрасно усиливает общий эффект, а стонущие аккорды Ричи подчеркивают, что герои оказались в поистине невыносимой ситуации. Победителей нет - опять в лучших традициях Спрингстина.

DAMNED

ПРОКЛЯТ

Теперь нашему вниманию предложена композиция, которая очень дорога для Джона: свингующий рок с участием приглашенных - духовой секции группы «Астбюри Джукс» («Astbury Jukes»). И это сразу придает песне атмосферу веселого праздника.

Таким образом, исполнилась заветная мечта Джона - привлечь кого-нибудь из «Астбюри Джукс» для участия в записи его песен. Саутсайд Джонни и его «Астбюри Джукс» были кумирами юного Джона. В период своего становления «Бон Джови» даже выступали в группе поддержки известных исполнителей соул-музыки из Нью-Джерси. А чуть позднее Джон вообще закинул гитару себе на спину, сел в фургон и объехал Штаты в качестве ритм-гитариста этой группы. Теперь же он руководил их великолепными духовыми на записи собственной песни.

Разработанная специально для живого исполнения, песня звучит в так называемом нью-джерсийском стиле. Группа с удовольствием свингует в этой песне с радостным рефреном. Кажется, что до сих пор они вообще не умели развлекаться, а авторы песни открыли им целый новый мир. Прислушайтесь, с каким азартом Дэвид, Тико и Ричи бросаются в заварушку бок о бок со своим боссом. А при исполнении «вживую» «Проклят» обретал еще больше задора и остроты. Песня, которую самому Саутсайду Джонни не стыдно было бы назвать своим детищем!

MY GUITAR LIES BLEEDING IN MY ARMS

ГИТАРА КРОВОТОЧИТ В МОИХ РУКАХ

Джон признавал, что вдохновением для написания этого хита он отчасти обязан кинематографической версии «Томми», в особенности тому месту в сценарии, когда Джон встречается с самим собой и получает вызов - написать песни для нового альбома. Сомнение в собственных силах - неотъемлемая часть творческого мироощущения любого артиста. Это великая движущая сила, гораздо более мощная, нежели желание славы, удачи и бессмертия. Боязнь провала, страх проснуться однажды утром без единой новой идеи - вот то, что заставляет людей, подобных Джону, двигаться вперед и вперед, каждый раз доказывая самому себе, что ты еще не утратил способности делать что-то стоящее.

Джон открыто признает, что боится дожить до того дня, когда он не сможет написать достойной его имени песни. Чем старше он становится, тем сильнее этот страх. Но если лидер «Бон Джови» действительно говорит всерьез, то он может быть спокоен: после столь добротного материала, как эта песня, ему грех жаловаться на творческое бессилие!

«Гитара...» звучит в необычной для «Бон Джови» манере джэмсейшена. Такое ощущение, что они просто включили магнитофон и играли, покуда песня не сошла на нет сама собой. Тогда и только тогда они остановили пленку и сказали: «Записано!»

IT'S HARD LETTING YOU GO

ТРУДНО РАССТАТЬСЯ С ТОБОЙ

Песня была написана Джоном не для этого диска. Он намеревался включить ее в фильм «Лунный свет и Валентино», который стал первым крупным актерским дебютом лидера «Бон Джови». Еще более удивительно то, что ни Тико, ни Дэвид в записи не участвуют. Джон и Ричи сделали ее с парнем по имени Робби Бучанан, известным своим программированием синтезаторов и компьютеров, и выпустили в свет этот «механизированный» опус, который в строгом смысле песней группы «Бон Джови» не является.

Джон поет и играет на клавишных. В песне нет ни одного наложения. Есть только союз Джона и Ричи, играющих в особой «задымленной» атмосфере и доказывающих, что как дуэт они не имеют себе равных.

Странно, но Джон никогда не собирался выпускать песню именно в таком виде. Первоначально он записал ее, чтобы выразить благодарность продюсерам фильма за предоставленную ему возможность попробовать силы на новом поприще. Кассету с записью (здесь было только соло Джона) передали продюсерам. Она настолько их впечатлила, что киношники попросили Джона сделать полноценную версию для включения в «Лунный свет...». Что вышло, вы можете услышать на альбоме.

HEARTS BREAKING EVEN

СЕРДЦА РАЗБИВАЮТСЯ ОДИНАКОВО

Первоначально эта песня была написана Джоном и Десмондом Чайлдом (Ричи в ее создании не участвовал). Кажется, в это время Самбора спешил на встречу со своей будущей женой Хитэр Локлиар, а потому был вынужден бросить все и бежать на самолет. К моменту его возвращения Джон и Десмонд успели сочинить эту любовную песню в лучших традициях «Бон Джови».

Не сомневайтесь, Ричи быстро поставил на нее свой товарный знак своей виртуозной игрой на гитаре, в чем вы быстро убедитесь, прослушав эту вещь. Она нетороплива, как пешеход, но ее размеренный ритм вполне подходит группе. Другими словами, перед нами типичная для «Бон Джови» середины 90-х песня.

SOMETHING TO BELIEVE IN

ВО ЧТО МОЖНО ВЕРИТЬ

Первая песня, которую Джон написал для этого альбома, и прекрасная возможность для него, чтобы оценить свои творческие возможности и понять, чего он хочет достигнуть.

Корни этой записи следует искать в окончании предыдущего мирового турне «Бон Джови». В этот момент Джон находился на распутье, решая, куда же ему теперь вести группу. Момент водораздела в его жизни. И в самом деле, что вы будете делать, когда поймете, что достигли в жизни всего, о чем мечтали?

Результат этих раздумий и получил отражение в песне «Во что можно верить. Здесь Джон делится со слушателями постигнутой им истиной, что даже если ты взобрался на самую вершину и покоренный мир лежит у твоих ног, тебе все равно необходима цель, к которой нужно стремиться, и вообще что-то, во что бы ты мог верить. Для Джона это твердые нравственные принципы в отношении к семье и работе и безусловная вера во все, к чему он прикладывает руку.

Песня сама по себе - еще один пример того, как «Бон Джови» умеют неуклонно развивать ритм песни. Но в эти дни (никакой игры слов не подразумевается) такой стиль прекрасно им подходил.

IF THAT'S WHAT IT TAKES

ЕСЛИ ТАКОВА ЦЕНА

Еще одна песня, рожденная студийным окружением «Бон Джови». Группа приступила к репетициям задолго до собственно записи. И если проблем с доработкой стихов или аккордной структуры у Джона и Ричи не возникало, то вот добиться нужного звучания хора им никак не удавалось. Тогда - вот оно! - они предоставили каждому право импровизировать. И как только это случилось, процесс, как говорится, пошел.

Еще одна фирменная песня «Бон Джови», которая очаровывает вас кажущейся легкостью исполнения, и вам ни за что не догадаться, сколько пота, крови и труда было в нее вложено.

Сюжет песни повествует о том, как дорого иногда приходится иногда платить, чтобы доказать кому-то свою любовь. «Должен ли я расшибиться в лепешку, чтоб до тебя достучаться, малышка?» («Do I have to break down, baby, just to break through?») - пытается выяснить герой у своей любимой.

DIAMOND RING

КОЛЬЦО С БРИЛЛИАНТОМ

Очевидно, Джон и Ричи написали эту песню много лет назад, а потом «забросили на полку». Но после того как Десмонд Чайлд улучшил ее лирическое начало, песня стала одним из самых удачных плодов их тройственного союза.

Теплая сердечная песня о любви могла бы быть одой Джона в честь его жены Доротеи (или выражением чувств Ричи к Хитэр). Здесь герой признается в любви, которая стала смыслом его существования, и он надеется, что возлюбленная испытывает то же, поскольку вся его жизнь вращается вокруг нее. Джон вновь произносит клятву, данную им при женитьбе, но на этот раз при гораздо большем количестве свидетелей.

В музыкальном смысле это более тяжелый рок, чем все остальные записи на диске, и, учитывая лирическое содержание песни, это довольно удивительно.

ALL I WANT IS EVERYTHING

ВСЕГО-ТО Я ХОЧУ ВСЕГО

В этой песне группа дает решительный отпор настроениям той части молодежи, которая считает, что никогда и ничего в жизни не добьется. Послание «Бон Джови» коротко, отточено и предельно просто для понимания: если ты чего-то хочешь, выйди из дому и борись за это, при правильном отношении к делу ты можешь достичь чего угодно. Основанная на собственном опыте ребят из «Бон Джови», эта песня утверждает, что жизнь следует начинать с надеждой, мечтой и здоровыми амбициями, - а больше ни с чем. Но упорной, кропотливой работой, верой в себя и решимостью во что бы то ни стало удержаться в седле вы можете поистине горы свернуть.

Джон открыто заявляет о своем неприятии тех недоброжелателей, которые буквально из сил выбивались, стараясь остановить продвижение «Бон Джови» по пути к славе. Вероятно, в тематике песни (помоги себе сам!) можно увидеть и какие-то социально-политические влияния. Кто-нибудь непременно скажет, что Джон - республиканец, повторяющий любимый постулат своей партии о том, что, если чего-то сильно захотеть, этого обязательно можно добиться. Но не в этом суть песни. Джон никогда не занимался политическими играми. Все, что он пытается сделать, - это привнести немного здравого смысла в подростковую среду середины 90-х гг., говоря своим слушателям, что они должны уметь постоять за себя, верить в то, чего они хотят добиться.

С музыкальной точки зрения мы вновь видим откровенное следование традициям Брюса Спрингстина, которые стали неотъемлемой частью звучания «Бон Джови», как и их стиля в целом. Но уж извините, такой и именно такой группа стала в середине 90-х гг. Это уже не скороспелая попса-однодневка, но серьезная команда, закатавшая рукава и готовая к долгой изнурительной работе.

BITTER WINE

ГОРЬКОЕ ВИНО

Бонус-трек на компакт-версии альбома, еще одна баллада, написанная под большим влиянием «Роллинг Стоунз». Сам Джон по содержанию и аранжировке сравнивает «Горькое вино» с «Дикими конями» («Wild Horses») «Роллингов».

Вновь мы слышим о поломанных отношениях, и именно им посвящен текст этой песни. Джон вполголоса напевает о том, как он украл в саду розу для своей любимой, как эта любовь стала смыслом и вдохновением всей его жизни. Но теперь «святая вода» этих отношений превратилась в «горькое вино», а вдохновение иссякло.

Удивительно, как тонко и проникновенно описывает теперь Джон чувство тоски, овладевающей человеком, который теряет свою любовь. Особенно удивительно, если вспомнить, что сам он уже много лет был огражден от подобных переживаний своей крепкой семьей! Использует ли он свой давний опыт? Или он просто внимательно наблюдает за жизнью вокруг себя? Наверное, как и в любой песне, здесь есть немного и того и другого. Кто знает, каким бы стал Джон, если бы его личная жизнь на самом деле пошла наперекосяк?..