Рецензия на альбом «Circle» (Outsider)

БЕГ ПО КРУГУ.Пролог

…В 2005 году, заслуженный артист Соединенных Штатов оф Амэрика, Джон Бонджиови и его, не менее, заслуженный коллектив, довольно бодро, но без особого энтузиазма, пожелали своим поклонникам хорошего дня и на машине марки «Бон Джови» как обычно отправились колесить по миру. Когда наступил 2007 год, автомобиль с полупустыми баками потерялся на шоссе где-то в районе столицы американского штата Теннесси и, сделав несколько зигзагов слетел в кювет, где и благополучно застрял на некоторое время. Говорят, водитель то ли постарел и утратил былую хватку, то ли попросту был пьян. Так или иначе, но, придя в себя после нелепого конфуза, Джон вылез на дорогу, посмотрел вдаль, почесал тыковку и, трижды выругавшись, приказал вытащить машину из трясины. Когда его спутники выполнили приказание, рулевой сел за баранку, из оставшихся в канистрах запасов велел наполнить баки горючим и, что есть сил, нажал на педаль газа. Упущенное время надо было наверстывать. Автомобиль рванул с места и как стадо испуганных мустангов, лихо помчался по шоссе…

Новый альбом я слушал на одном дыхании. Никакого особого восторга, конечно, не было, но звуки, доносившиеся из музыкального центра, приятно ласкали слух и грели душу. Светлая музыка, дарящая отличное настроение. Одним словом, как следует из вышесказанного, новая работа Джона и К* мне понравилась. Но я из тех людей, которые даже при общем положительном мнении всегда стараются отыскать недостатки, ибо нет в мире ничего идеального. Поэтому заранее прошу прощения у ярых поклонников коллектива, если они будут не согласны с автором данной рецензии. Я лишь высказываю свое мнение, не более того.

Достоинства диска очевидны. Прежде всего, это просто очень качественная запись. Никто не стал изобретать велосипед, и группа с новым продюсером грамотно выстроила звук, закинув в печь эксперименты с акустикой из недавнего прошлого. Аранжировки в большинстве случаев просты и в то же время не слишком тривиальны. Все тот же узнаваемый вокал, хотя и слегка подсевший под влиянием сигарет и алкоголя. Все та же уверенная работа ритм-секции, где так и оставшийся внебрачным участником коллектива Хью Макдональд (даже на обложке лишь 4 фигуры) демонстрирует свой высочайший профессионализм и мастерское управление вверенным орудием труда. Господину Самборе позволили продемонстрировать то, что он умеет играть соло. К тому же, ребята не забыли, как это здорово петь вместе и пару раз «зажгли по полной». Например, в интересной BrokenPromiseland хоровое многоголосие в конце, кажется, украдено из фольклора какой-нибудь русской глубинки вроде Костромы. Одним словом, все чинно, благородно. Однако, что-то меня во всем этом карнавале сплошного позитива определенно настораживало. И я не мог понять, что именно. Это стало ясно ближе к концу диска.

Есть пара потенциальных хитов. (Superman Tonight и все та же BrokenPromiseland) Есть заводная заглавная вещь (We Weren't Born To Follow), которую я полюбил еще тогда, когда под её аккомпанемент демонстрировали лучшие эпизоды ледовых хоккейных противостояний в ролике, претворяющем показ матчей НХЛ на одном из кабельных каналов. Кстати, мелодия с тематикой сочетается идеально. Этой песней группа как будто бросает вызов, демонстрирует, что набирает форму и готова наподдать конкурентам. А такие вещи как Bullet я называю теневыми хитами: вроде на вершины чартов не претендует, но в душу западают. По мне, так это просто лучшая вещь диска, приковывающая к себе внимание грубоватым звуком и глубоким смыслом. На этой записи группа как никогда близко подобралась к тому модному направлению пост-грандж, в котором работает добрая половина всех современных успешных коллективов (Nickelback, 3 Doors Down). Только она с меньшим апломбом, и с большим акцентом на мрачную атмосферу, а не на тяжелое звучание. Из негативных моментов отмечу очередные программные нравоучения, в заштампованной до невозможности Live Before you Die (в духе Joey или Right Side of Wrong) и почти один в один содранная с LOAP партия бас-гитары и ударных в куплетах Work for The Working Man. Это, конечно, не самый большой косяк, но в последнее время у группы такие «плюхи» начали проскакивать регулярно. Что не есть гут. Да и вообще мне эта песня не по душе. Какая-то черствая она. Бессмысленные выкрики «уок» заставляют напрягаться и сбивают с мысли. Интересно было бы узнать, кто из всего балагана, счел эту идиотскую идею очень удачной. А вот When We Were Beautiful и Superman Tonightхороши. Постепенно, раскручивая маховик аранжировки и набирая высокие обороты к припеву, эти песни изначально могли бы заслужить самой высокой оценки и стать визитной карточкой альбома, если бы не одно но: манерой исполнения и подачей материала они уж больно навязчиво напоминают творчество U2. Первая, правда, в чуть в меньшей степени, но только из-за громоподобных барабанов Тико Торреса. А уж соло гитары в Супермене - полный «закос» под Эджа. Сюда же можно отнести еще несколько вещей, включая нуднейшуюLearn To Love, разбавленную в полном соответствии с духом лидера Юту магическими заклинаниями «хали-хали». Каким-нибудь безусым юнцам, начинающим покорять музыкальный олимп, этот факт только добавил бы плюсов, но заслуженному коллективу копировать коллег по цеху вроде как не солидно.

Еще после появления Have a nice Day я сетовал на то, что Бон Джови в новом миллениуме совсем потеряли свое лицо. На протяжении целого десятилетия залуженный коллектив швыряло из стороны в сторону, как лодку в бушующем океане, и музыкантам никак не удавалось причалить к берегу. Но даже в страшном сне нельзя было представить, чем все в итоге обернется. Кантри – это конечно хорошо, но уж больно отдает нафталином. А ведь Джон далеко не старик. И дети внуков дарить «папашке» пока вроде как не собираются. Одним словом, вовремя он одумался и вспомнил, что Бон Джови – это рок-группа со всеми вытекающими отсюда последствиями. Но беда не приходит одна. К большому сожалению, Джону вдруг захотелось поиграть в Боно и это преображение, на мой взгляд, на пользу явно не пошло. Ну, зачем же так, Джон? Мы же хотим Бона, а не Боно. Бона Джови! Того самого милого парня, живущего по соседству, с обаятельной улыбкой, без лишнего пафоса, поющего про нашу жизнь. Хотя не исключено, что в данном случае, я просто придираюсь, так как больше вроде не к чему. Или есть?

Послушал я альбом несколько раз, и тут меня осенило: ба, да это же клон Have a nice Day! Нет, ну ладно, пусть и не совсем клон, но уж очень похож. Ну ладно, ладно, только издалека. Если не присматриваться. Тем не менее, те же несколько ярких песен-вспышек в начале альбома, остающиеся в голове после того, как затих последний аккорд. Та же общая серая масса ничем не примечательных композиций ближе к концу (Thorn In My Side, Love’s The Only Rule, Fast Cars, Happy Now), нанизанных на пассажи гитары Самборы как шашлык на шампурах и сливающиеся в одну однообразную бесформенную кашу. Слишком мало Дэйва и полное отсутствие баллад. Та же беспросветно утерянная атмосфера собственного стиля и почерка, с таким трудом найденная еще в середине 90-х. После прослушивания альбома остается такое чувство, будто тебя снова накормили пловом на ужин, хотя ты уже ел его на обед и завтрак: вроде как вкусно, вроде как насытился, а удовольствия не получил. Парадоксально, но все это совершенно не мешает альбому заслужить почетное звание «качественного продукта». Ведь если так разобраться, с тем количеством проданных пластинок, с теми наградами и премиями, полученными за все годы, с теми полными стадионами, которые по всему миру собирает квартет не одно десятилетие, все эти придирки не имеют никакого значения. Ребята вполне могут сложить свои лапки и спокойно почитать на лаврах, вспоминая за стаканчиком вина на загородной вилле Джона в окрестностях Нью-Джерси о бурных временах своего музыкального расцвета. Но нет же, они работают, они стараются, они не позволяют говорить о себе в прошедшем времени как о памятниках архитектуры. И это здорово. Пусть и не все получается гладко. Только вот неприятный осадок все равно остается. Ведь прогресс – это постоянное движение вперед, способность к самосовершенствованию, покорению неизведанного. И всегда хочется, видеть в произведениях твоего любимого автора (будь то литература, кино, музыка, живопись) какое-то развитие, чтобы он рос над собой, придумывал что-то новое, раздвигал границы. А в случае с Бон Джови мы этого не наблюдаем. Они до неприличия предсказуемы. Хотя, всем известно, что лучше медленно двигаться вперед, чем быстро бегать по кругу.

Эпилог

… Автомобиль рванул с места и как стадо испуганных мустангов, лихо помчался по шоссе. Только вот никто из пассажиров, то ли в похмельном угаре, то ли просто из-за дикой усталости, видимо не обратил внимания, что едут они назад, туда, где уже недавно побывали…

Автор: Outsider

Обсудить рецензию на альбом «Circle» (автор - Outsider) в нашем ФОРУМЕ