Рецензия на альбом «NEW JERSEY» (Outsider)

Говорят, снаряд дважды в одну и ту же воронку не попадает. Иногда попадает. Не верите? Спросите у ребят из Бон Джови, и они вам ответят, что бывает. Во всяком случае, именно так и произошло с альбомом «Нью-Джерси», который был выпущен в 1988 году, через два года после более чем успешного, «Скользкий, пока мокрый».

Как кулинар, однажды изготовивший своё лучшее блюдо, а затем лишь добавляющий в него новые ингредиенты, Джон и К. не стали изобретать велосипед и сделали альбом, как две капли воды похожий на предыдущий. Нет, конечно, кривить душой не буду, отличия всё же есть. Но общая структура и концепция, или говоря всё тем же кулинарным языком, основные составляющие были взяты именно оттуда. А составляющие эти оказались очень просты: запоминающиеся мелодии, тяжёлое звучание, а также несомненное обаяние и шарм лидеров коллектива.

В книжечке о Бон Джови, написанной известными музыкальными критиками Миком Уоллом и Малколмом Доумом, в рассказе про «Нью Джерси» была озвучена мысль о том, что, выпуская свой альбом после такого шедевра как «Скользкий пока мокрый», музыканты ничем не рисковали, даже если бы альбом провалился. Позволю себе не согласится с таким утверждением, и развить эту мысль глубже. В такой момент можно сравнить Бон Джови с футбольной командой, которая мирно существовала, известная лишь узкому кругу специалистов и фанатов, звёзд с неба не хватала и вдруг взяла и неожиданно обыграла лидеров чемпионата. Конечно, все бы ждали, что последует дальше. Будут ли ещё победы или это был единичный всплеск. И никого не удивило, если бы команда снова начала проигрывать. Но зато если команда выиграет, то следовало говорить не о разовой победной акции, а о наметившейся тенденции. Не думаю, что на музыкантов Бон Джови не давил факт необходимого самоутверждения в элите рок-музыки, куда они так быстро и так неожиданно ворвались. Как и любой футбольной команде, после одной большой победы, группе очень хотелось доказать, что эта победа была отнюдь не случайна. Отсюда нетрудно сделать вывод, что напряжение при работе над альбомом всё-таки присутствовало, но ребята с ним справились, что и подтвердило качество выданного материала.

Но вернёмся к обсуждению «Нью-Джерси» и напрашивающемуся сравнению его со «Скользким». Если брать в целом и оценивать их по самым высоким меркам, то несомненных хитов на альбоме 86-го года было больше. Зато его брат-близнец 88-го года значительно ровнее и серьёзней по материалу. Звук стал жестче, и где-то даже грубее. И Homebound train и Stick to your guns звучат очень мощно и напористо, чего на предыдущем альбоме почти не наблюдалось. Но при этом нельзя утверждать, что материал стал более «роковым».

В полноценный рок-альбом, «Нью-Джерси» не дают превратиться Born to be my baby, Living in sin или душещипательная Wild is a wind. Одним словом, страдания и переживания. Понятно, что всё это делалось в угоду «мейнстриму», законам которого группа всегда следовала на протяжении всей своей карьеры (за исключением может быть периода 92-96 годов). Однако в ту пору все эти штучки с наигранной романтикой Джону сходили с рук, просто потому, что тон этому «мейнстриму» задавал он сам. И появление многочисленных подражателей, играющих а-ля Бон Джови, лишь подтверждает эту мысль.

Несомненно, новая работа подтвердила класс и возросшее мастерство всех исполнителей. Ричи Самбора, например, всё так же чередует резкие зажигательные риффы с изысканными соло. В этом смысле, его статус участника коллектива по сравнению со «Скользким» ни на йоту не изменился. Зато уровень его игры стал заметно выше. На «Нью-Джерси» он особенно отличился своим чувственным соло в Living in Sin и настоящим драйвом в Lay your hands on me или Homebound train. Вообще, ещё и ещё прослушивая «Поезд домой», у меня складывается ощущение, что Ричи здесь просто развязали руки и он, обрадовавшись, пустился «во все тяжкие» - настолько ярко и эмоционально звучит его гитара.

Запоминается вступление к лиричной I’ll be there for you. Конечно, оно не дотянуло до уровня проигрыша из Wanted dead or alive, но всё же заслуживает самую высокую оценку. Больше стало акустики. И это огромный плюс «Нью-Джерси». С акустической гитарой Ричи также управляется мастерски. Его великолепные акустические наброски, как будто невольно предвещают будущее Бон Джови как отцов основателей стиля «анплагт». И если Wild is a wind и Stick to your guns лишь немного и только шёпотом намекают на это, то, коротенькая Ride cowboy ride и спонтанная Love for sale, кричат об этом во весь голос.

Ритм-секция в лице Тико Торреса и Алека Сача также уверенно держит поднятую планку, а Дэвид Брайан лихо управляется со своими клавишами, привнося своими виртуозными пассажами особый колорит и неповторимую атмосферу в некоторые вещи с альбома. (Lay your hand on me, Bad Medicine). А их динамичная дуэль с Ричи в той же Homebound Train выше всяких похвал. Иными словами придраться почти не к чему. Хотя, если сильно захотеть, то можно. Например, можно язвительно пройтись по текстам, которые у Бон Джови в 80-е не отличались особенными изысками, а большинстве своём были просты и до неприличия банальны. Можно упрекать группу в излишней помпезности и жирности звука. Или пройтись по имиджу музыкантов, высмеять их «пуделиные» причёски и обтягивающие лосины. Но в целом, факт остаётся фактом: альбом удался и навсегда занял своё достойное место в истории рок- и поп-музыки. «Нью-Джерси» не суждено было превзойти успех того же «Скользкого», но, во всяком случае, он почти ни в чём не уступил. Если альбом 86-го года удивил мир, то альбом 88-го - просто порадовал. На горизонте музыкального океана появилась ещё одна супергруппа с огромным потенциалом. Раскрыть этот потенциал удастся значительно позже, через долгих семь лет. Но это уже совсем другая история.

Автор: Outsider
Обсудить данную рецензию в нашем ФОРУМЕ